Сополева Полина Александровна, руководитель ММО учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловской СОШ
План работы ММО учителей русского языка и литературы на 2022-2023
Заседание 1. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся
Заседание 2. Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности
Анализ мониторинга функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по русскому языку и литературе
Анализ результатов работы ММО учителей русского языка и литературы
Примерный план работы муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы Карасукского района на 2021/22 учебный год по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
2. |
Организация и проведение заседания ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2021/2022 учебный год». |
20 августа 2021 г. |
Руководитель ММО
|
Руководитель ММО проводит заседание ММО, используя результаты педагогической диагностики, проведенной в ОО муниципалитета в мае 2021 г., а также материалы методической сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарных дисциплин (СГД) НИПКиПРО в рамках съезда работников образования Новосибирской области. |
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ |
||||
6. |
Организация и проведение заседания ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования читательской функциональной грамотности». |
4 ноября 2021 г. |
Руководитель ММО
|
Руководитель ММО проводит заседание ММО, создавая условия для диссеминации передового педагогического опыта формирования читательской функциональной грамотности обучающихся.
|
ЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ |
||||
9. |
Организация и проведение заседания ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой функциональной грамотности». |
20 января 2022 г. |
Руководитель ММО
|
Руководитель ММО проводит заседание ММО, создавая условия для диссеминации передового педагогического опыта формирования языковой функциональной грамотности обучающихся.
|
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ |
||||
12. |
Организация и проведение заседания ММО учителей русского языка и литературы по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности развития креативного мышления как компонента функциональной грамотности». |
12 апреля 2022 г. |
Руководитель ММО
|
Руководитель ММО проводит заседание ММО, создавая условия для диссеминации передового педагогического опыта формирования глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности обучающихся. |
Анализ мягкого мониторинга по учебному предмету ОРКСЭ в Карасукском районе
Анализ
мониторинга по функциональной грамотности обучающихся 5 – 9 классов школ Карасукского района Новосибирской области
С 15 апреля по 15 мая 2021 года учителями русского языка общеобразовательных учреждений района проведена педагогическая диагностика. В таблице указаны результаты мягкого мониторинга выявления затруднений у обучающихся по читательской грамотности
Количество школ |
Классы |
Количество человек |
Находить и извлекать информацию |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
Использовать информацию из текста |
29 |
5 |
643 |
510 /79% |
193/30% |
450/69% |
386/60% |
6 |
642 |
517/80% |
276 /42% |
442 /68% |
392 /61% |
|
7 |
577 |
460 /79% |
342 /59% |
404 /70% |
439 /76% |
|
8 |
542 |
433/79% |
326 /60% |
412 /76% |
458 /84% |
|
9 |
499 |
423 /84% |
378 /75% |
457 /91% |
470 /94% |
По результатам мониторинга педагогам даны рекомендации по формированию компонентов читательской грамотности:
- Прививать интерес к чтению.
- В работе с текстом учиться наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать материал.
- Решая практические задачи, отсеивать ненужную информацию, формулировать умения логически выстраивать свой ответ, соотносить известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учиться высказывать и доказывать своё мнение.
- При работе с текстом учиться определять назначение текста, тему текста, составлять план, отвечать на вопросы по содержанию текста, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей.
- Необходимо учить обучающихся определять тип текста, выделять его особенности (жанр, стиль, структуру) констатировать, для чего он может предназначаться. Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
- Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них.
Возможности формирования функциональной грамотности в обучении информатике